Рекомендации для родителей

Формирование и развитие взаимопомощи внутри семьи


Важнейшим фактором, оказывающим решающее влияние на формирование нравственных, заботливых качеств личности является семья. Ведущим компонентом педагогического потенциала семьи является, несомненно, внутрисемейные отношения, которые играют важнейшую роль в формировании личности.
Забота родителей и детей друг о друге является одним из социально-психологических механизмов становления и развития личности ребенка. Именно в процессе общения, взаимодействия со взрослыми ребенок познает правила и нормы человеческих взаимоотношений, качества, свойственные людям, их стремления, идеалы, воплощая постепенно нравственные основы опыта в собственной деятельности.
Семейным отношениям в большей мере, чем другим присущ глубоко личный контакт, сердечность, отзывчивость, доверие, искренность, взаимное понимание, чуткость и забота друг о друге. Очень важно научить детей заботливому отношению к окружающим, взаимопомощи, проявлять заботу о членах своей семьи. Например, оказывать посильную помощь родителям, бабушкам, дедушкам, братьям и сестрам, помогать ухаживать за домашними животными, растениями.
Взаимодействие всех членов семьи обеспечивает благоприятный и дружелюбный характер отношений. Семья, как и основа отношений в ней, строится, прежде всего, на доверии и взаимопомощи.
Ребенок растет и воспитывается в семье и первые сведения о членах семьи, о их взаимной заботе и помощи черпает из конкретных ситуаций, возникающих в семейной жизни. Очень важно то, какая атмосфера царит в доме, как общаются друг с другом взрослые, как устроен семейный уклад. Теплые, дружеские отношения формируют у ребенка чувство семейной защищенности. Известно, что психологическая безопасность детей зависит от доброго слова, оказанной поддержки, понимания и сочувствия со стороны взрослых. А невнимание, несдержанность и тем более грубость губительно сказываются на психике и на личностном развитии детей. Психологическая безопасность детей зависит от доброго слова, оказанной поддержки, понимания и сочувствия со стороны взрослых. Родители должны понимать, как ребенок реагирует на то, что его окружает.
· Если ребенка часто критикуют - он учится осуждать.
· Если ребенку часто демонстрируют враждебность – он учится
драться.
· Если ребенка часто высмеивают – он учится быть робким.
· Если ребенка часто стыдят – он учится чувствовать себя виноватым.
· Если к ребенку часто снисходительны – он учится быть терпеливым.
· Если ребенка часто подбадривают – он учится быть уверенным в себе.
· Если ребенка часто хвалят – он учится оценивать.
· Если с ребенком обычно честны – он учится справедливости.
· Если ребенок живет с чувством безопасности – он учится верить.
· Если ребенка часто одобряют – он учится к себе хорошо относиться.
· Если ребенок живет в атмосфере дружбы и чувствует себя нужным – он учится находить в этом мире любовь.

Знакомство детей с семьей как с явлением общественной жизни должно идти постепенно, с использованием разнообразных форм (рассматривание семейного альбома, составление фотоальбомов по темам (отдых, путешествия и т.п.), рассказ о семейных традициях, о профессиях членов семьи, создание родословной семьи – генеалогического древа. Необходимо специально формировать у детей осознанное, заботливое отношение к окружающему, учить проявлять заботу не только о членах семьи, но и о других людях, оказывать им помощь, отзываться на боль и радость окружающих, понимать и неравнодушно относиться к той заботе, которую проявляют по отношению к ним взрослые.
По мере взросления ребенка определяйте круг его обязанностей. Дайте ему знать, что без его помощи вам не обойтись. Сделайте его ответственным за такие участки домашней работы, которая будет ему по силам. Так повелось в наших семьях, что основная ежедневная домашняя работа ложится на мамины плечи. Мотивируя ребенка на помощь в домашних делах, можно наглядно продемонстрировать ему, сколько свободного времени остается у мамы, и это время она может посвятить ему. Лучший воспитатель – это личный пример. Если у всех членов семьи будут определенные обязанности по дому, это скорее сформирует в нем чувство ответственности за порученное дело, чем если вы долго и нудно стали бы объяснять это на словах. Ребенок, с ранних лет принимающий участие в домашних делах, рядом со взрослыми растет более отзывчивым, самостоятельным и ответственным человеком.
Для того что бы ваш ребенок понял, что людям нужно помогать, ему это стоит объяснить не только словами, но и действовать самим. Ребенок должен понимать, что он должен помогать не только своим родителям, но и пожилым людям, товарищам и друзьям.
А для того что бы лучше понять, как это объяснить и показать придерживайтесь следующих правил и советов:
1. Делайте вместе. Не разделяйте ваши домашние обязанности и общение с детьми. Например, убираясь вместе в детской комнате, расскажите интересную историю, поинтересуйтесь у ребенка, что у него произошло нового.
2. Хвалите детей за помощь. Поощряйте волшебными словами, которые одинаково хорошо воспринимают и дети, и взрослые: «Только ты сможешь выполнить эту работу по-настоящему хорошо!» Ребенок, понимая собственную уникальность и важность в процессе собирания фантиков или уборки пыли на полках, будет счастлив, оказать вам помощь в том, что он, как известно, делает лучше всех.
3. Учитывайте желания ребенка. Замечайте склонности детей к какой-то конкретной деятельности. Некоторым нравится генеральная уборка по дому, другие же предпочитают убирать вещи или переставлять книги, что требует сосредоточенности и скрупулезности. Пусть каждый делает то, что он больше всего любит. Для достижения наилучших результатов сделайте список домашних заданий, соответствующих возрасту ребенка и его способностям, и позвольте ему выбрать, какие из них он бы хотел выполнить. Вы можете быть удивлены его выбором!
4. Занимайтесь домашними делами весело. Даже скучную повседневную работу можно легко превратить в веселое занятие. «Укрощение» пылесоса в комнате, мытье посуды «волшебными пузырями» и поиски «сокровищ» в пакетах с продуктами, которые мама принесла из магазина. Даже простая домашняя работа может стать интересным приключением.
5. Не ждите сразу высокой производительности труда. Не ждите, что ваш ребенок сможет сразу выполнять домашнюю работу на «отлично». Поэтому не ругайте его, если он разбил тарелку во время мытья, положил вилку в отдел для ложек или превратил ваш пол в корабельную палубу. Если что-то не получилось сразу, тактично объясните, как можно исправить ошибку.
6. Будьте терпеливы. Если ребенку требуется много времени, чтобы выполнить поручение, не подгоняйте, не мешайте и тем более не ругайте за медлительность, иначе он может отказаться помогать в следующий раз. Не заканчивайте работу за детей, т.к. они не поймут, как важно доводить начатое дело до конца.
7. Все вместе. Так же нужно, чтобы вы делали больше дел вместе, например, пошли и выбрали мебель на кухню, новые занавески. Ведь мебель в квартиру приобретается не для одного человека, а для семьи в целом и поэтому такой вид взаимопомощи станет для вас прекрасным сближающим фактором.
8. Не наказывайте работой. Вы совершите большую ошибку, если будете рассматривать домашнюю работу в качестве наказания за проступок. Ребенок не должен считать, что убирает в доме или моет посуду из-за того, что провинился сегодня. Застилать кровать, мыть за собой посуду, раскладывать свои вещи по местам нужно всегда, вне зависимости от его поведения.
9. Не платите за домашнюю работу. Никогда не награждайте детей деньгами за помощь по дому. Если вы хотите поощрить ребенка за отлично выполненную работу, сходите всей семьей в выходные в кино, на каток или в парк. Помните, что домашние обязанности не следует воспринимать как предмет торга. Они являются такой же естественной частью детской жизни, как игра, общение с приятелями и учеба.
10. Не делите работу на девчачью и мальчишескую. Часто происходит так, что девочки любят играть с техникой, а мальчишки предпочитают возиться на кухне. Поэтому не нужно делить домашние обязанности на две большие группы: для девочек и для мальчиков. И дочка, и сын должны убирать в комнатах, мыть посуду, пришивать пуговицы, ухаживать за растениями и даже уметь забивать гвозди.
11. Младшие братья и сестры. С рождением второго ребенка в семье неизбежно наступают сложности для первого. Какая бы разница в возрасте ни была, это в любом случае стресс для него. Не стоит автоматически переводить старшего ребенка в разряд взрослого и вменять ему в обязанность уход за малышом. Лучше это делать потихоньку, используя неизбежный интерес старшего ребенка к новорожденному малышу. Постепенно привлекая старшего ребенка к уходу за младшим, вы приучите его заботиться и помогать малышу.
12. Бабушки и дедушки. И вновь вернемся к теме воспитания личным примером. У вас есть престарелые родители, нуждающиеся в заботе и внимании. Вы можете заглянуть в свое будущее – как вы относитесь к своим родителям, так и ваши дети будут относиться к вам. Если ваши бабушки и дедушки окружены заботой, если помощь им в вашей семье – дело само собой разумеющееся, то вам нечего опасаться одинокой старости. Помощь старикам – своим или чужим – обязательное условие формирования гуманности, уважения и сострадания. И чувства эти должны трансформироваться в конкретные дела. Помощь старикам на даче, уборка дома, поход в магазин или аптеку – это должно быть обычным делом для вашего ребенка, если вы сами всегда это делали.
13. Расскажите историю из жизни, о том, как вы помогали другим людям. Когда вы расскажете своему ребенку, как люди помогают друг другу и приведете пример из собственной жизни, то он быстрее поймет и запомнит это навсегда. Помогать друг другу надо бескорыстно, не ждать какой-либо выгоды, или тут же говорить: «Теперь ты мне».
14. Волонтерское занятие с ребенком. Для того что бы наглядно продемонстрировать ребенку взаимопомощь, запишитесь вместе с ним на волонтерское занятие. Выберите место где вы хотите помогать, будь то центр, библиотека, школа, церковь, или другие местные некоммерческие организации и заполните анкету для участия.
15. Делайте пожертвования вместе с ребенком. На данный момент многие люди нуждаются в помощи (и не только в денежной). Соберите старые игрушки, маленькие вещи и отнесите их в приют для детей вместе с ребенком. Так он поймет, что есть люди, которые нуждаются в поддержке и в помощи и которые живут не так как ваша семья.
16. Научите ребенка помогать друзьям. В школе у вашего ребенка есть друзья. Вообще понятие взаимопомощи и взаимовыручки формируются у подростков именно через дружбу. Ваш ребенок должен знать, что друзей в беде не  бросают. Заболел друг – навести, помоги справиться с домашним заданием, поддержи его в трудную минуту, тем более, если он нуждается в твоей помощи. У подростков существует свой «кодекс чести» в дружбе. И взаимопомощь – один из его критериев.
17. Оцениваем вашего ребенка, когда он/она помогает другим. Для того что бы ребенок ярче запомнил свой хороший поступок и помощь другим, сфотографируйте его во время выполнения благотворительной акции, а затем распечатайте эту фотографию для него. Или же можно сделать символическую награду за разную помощь.
Заметьте, как мы меняемся, помогая другим! Наша задача – задача родителей – объяснить ребенку, что хорошие дела приносят пользу не только тем, кому мы помогаем. Ребенок должен понять и осознать, что его помощь другим людям – это еще и самоуважение, удовлетворение от сделанного доброго дела. И еще наша задача развивать в детях чувство ответственности за порученное дело, результат которого важен для окружающих.


Как помочь своему ребенку справиться с психологической травмой, при кризисных или чрезвычайных ситуациях (допсихологическая помощь)

В зависимости от возраста и индивидуальных особенностей, реакция ребёнка на травматическое событие может быть разной:
У детей и подростков в остром периоде (от нескольких часов до суток) может возникнуть психомоторное возбуждение, при котором ребенок куда-то бежит, совершает бесцельные и бессмысленные действия, резкие движения.
Голос ребенка становится громким, речь бессвязной.
Или, наоборот, наблюдается выраженная двигательная заторможенность, иногда доходящая до полного оцепенения. Мимика лица «каменеет», становится маскообразной, чаще выражая ужас.
Особенно важно обратить внимание на повышенный фон настроения с гиперактивностью, что через некоторое время может резко смениться на агрессию, угнетенность.
В случае значительных изменений в поведении Вашего ребенка необходимо обратиться за помощью к специалисту.

Первая экстренная психологическая помощь, которую могут оказать близкие подростка, определяется его состоянием и заключается в следующем:

При повышенной возбудимости дайте своему ребенку возможность выговориться, направьте его активность в конструктивное русло, займите его общественно полезным делом (попросите принести воду, вещи и т.д.).
По возможности установите телесный контакт – возьмите подростка за руку, обнимите, погладьте его по спине.
Напоите его теплой, сладкой водой, дайте ему любимую вещь.
Заверьте подростка, что вы сделаете всё, чтобы он был в безопасности.
При наличии плача, истерики (неудержимый плач, двигательное беспокойство), сохраняя спокойствие, попробуйте успокоить своего подростка, переключить его внимание на что-то другое.
В случае продолжения и усиления истерики необходимо увести подростка, лишив его «зрителей». Не акцентируя внимания на его реакции, разговаривайте с ним спокойным, уверенным голосом.
При выраженной заторможенности Вашего ребенка (ступоре) аккуратно помассируйте пальцы его рук, уши, лицо. Подросток в этом состоянии все слышит, видит, есть телесные ощущения, но чувствительность при этом снижена.
Разговаривайте с ним тихим голосом на эмоционально значимые для него темы. Постарайтесь вывести своего ребенка из этого состояния.
В случае отсутствия необходимой психологической поддержки в дальнейшем, возможно развитие различных психосоматических, поведенческих, тревожно-депрессивных нарушений, которые проявляются в следующем:
·          Появление неприятных, болезненных телесных ощущений; подростки могут жаловаться на боли в области сердца, живота, головные боли, кожный зуд, отсутствие аппетита, нарушение сна.
·          Двигательное беспокойство может сменяться состоянием вялости, заторможенности, плаксивости.
·          Характерно развитие страхов различного содержания, имеющих отношение к травматическому событию, так и не связанных с ним.
·          У подростка может наблюдаться регрессия (потеря приобретенного навыка, связанного с развитием).
·          Часть детей необоснованно может обвинять в случившемся себя.
Также может наблюдаться агрессивность, тревожность, раздражительность, уход в себя, снижение успеваемости.
Если эти реакции наблюдаются длительный период времени, прошедшего после травматического события, обратитесь к специалисту.

Как Вы можете помочь своему ребенку:

Уделяйте подростку больше времени и внимания. Он должен знать, что родители любят его, поддерживают, гордятся им.
Чаще проявляйте любовь – разговаривайте, вникайте в его проблемы, гладьте, обнимайте, берите за руку.
Учитывая состояние подростка, поговорите с ним о том, что произошло. Будьте правдивы.
Скажите ему, что чувства, которые он испытывает – это нормальная реакция на травматическое событие. Ваша задача – помочь своему ребёнку восстановить чувство безопасности.
Поддерживайте отношения с другими значимыми для подростка людьми. Узнайте, как он ведёт себя в разных ситуациях (например, в лицее, на улице).
В случае, если Ваш ребенок не идет на контакт с Вами, замкнулся, попробуйте привлечь к этому других значимых для него людей. Если и это не помогло, покажите подростка специалисту.
Для подростка важно, чтобы в это время рядом с ним был значимый для него близкий человек, друг. 
Ограничьте просмотр Вашими детьми телевизионных программ, подробно отражающих трагические события. Избыточное освещение средствами массовой информации события может оказать травматическое воздействие на психику.
Если подросток в беседе воспроизводит увиденные негативные события, не следует этого опасаться. Это один из способов отреагирования психологической травмы. Беседуйте с ним, чтобы помочь ему проговорить свои страхи и беспокойства. Помогите ему благополучно завершить проигрываемую им проблему.
В случае, если Ваш ребенок вновь и вновь возвращается к травматической ситуации, т.е. «застревает» на ней, обратитесь к психологу.
Рисуйте с подростками, лепите, занимайтесь другими видами творчества – все это способствует снятию стресса.
Вашим детям важно почувствовать себя нужными, значимыми.
Подумайте, как Вы и Ваш ребенок можете помочь окружающим, дайте ему поручение, с которым он справится.
Придерживайтесь распорядка дня: в еде, подготовке домашнего задания, отдыхе, сне. Это может помочь подростку восстановить чувство стабильности и безопасности мира.
В связи с пережитыми событиями у подростков могут возникать страхи, кошмарные сновидения.
Когда Ваш ребенок ложится спать, посидите рядом с ним подольше, поговорите о чем-то спокойном и нейтральном.
Вы сможете быть опорой своим детям, если сами будете эмоционально уравновешенными, уверенными в своих силах и сможете контролировать ситуацию.
Никто не застрахован от неожиданной катастрофы, травмы, критической ситуации. Эти события могут вызывать тревогу и страх даже у взрослых.
Дети и подростки, в данном случае, являются наиболее чувствительными и уязвимыми к ситуации и к тому, что происходит со взрослыми.
Помните, что эмоциональное состояние детей зависит от Вашего душевного равновесия.
Психологическое здоровье ребенка в Ваших руках!